\?> Запись MIDI-трека | РУсская РОК Музыка

Запись MIDI-трека

 

Подготовку к записи своего первого MIDI—трека начните с очистки оперативной памяти компьютера от предыдущего проекта, который вы прослушивали, — в меню File выберите команду Close.

В принципе, программа Cakewalk SONAR позволяет одновременно держать скрытыми несколько проектов (например, для того, чтобы копировать данные одного проекта в другой). Но на первых парах нетрудно и запутаться, поэтому лучше ограничиться одним открытым проектом.

Чтобы заготовить файл для нового проекта, в меню File выберите команду New. Откроется диалоговое окно New Project File.

У вас есть возможность выбрать для своего проекта один из заранее предуготренных в программе шаблонов и игровые автоматы играть бесплатно. Шаблон определяет:

  • сколько и каких MIDI — и аудиотреков будет в проекте;
  • какие атрибуты треков будут установлены для каждого трека;
  • множество значений различных параметров, которые в большинстве шаблонов остаются принятыми по умолчанию.

Термин "атрибуты" в данном случае означает набор следующих параметров трека:

  • название (имя) трека;
  • номер MIDI—канала, закрепленного за треком;
  • выбранный для трека MIDI—инструмент (патч);
  • порт ввода;
  • порт вывода;
  • значение параметра Volume (громкость);
  • значение параметра Vel+ (величина приращения значений параметров Velocity — скорости нажатия MIDI—клавиши) для всех сообщений типа Note данного трека;
  • значение параметра Pan (кажущееся положение источника звука на стсЛ реопанораме);
  • уровни эффектов "хорус" (Chr) и "реверберация" (Rev);
  • смещение во времени событий на треке относительно тактовой сетки (параметр Time+);
  • транспонирование нот на треке (параметр Кеу+);
  • перечень подключенных к треку MIDI—эффектов реального времени или плагинов — аудиоэффектов и виртуальных синтезаторов, подключенных к аудиотреку).

Сейчас же предлагаем вам обойти проблему установки атрибутов треков, выбрав шаблон проекта, приспособленный специально для записи MIDI—треков. В диалоговом окне New Project File выделите строку Genera MIDI Authoring — Virtual Synth и нажмите кнопку ОК. В результате последовательно откроются два окна — с информацией о шаблоне и с предупреждением о том, что в SONAR будут загружены привилегированные системные! сообщения (в данном случае это команда перехода в режим GM). Согласитесь с этой информацией и закройте оба окна, после чего перед вами предстанет во всей красе одно из основных окон программы — окно Track.

Именно в окне Track наглядно видна структура шаблона проекта:

  • в нем 16 MIDI—треков (на рисунке виден семнадцатый трек — это трек виртуального синтезатора Cakewalk TTS—1, в соответствии с выбранным шаблоном подключенный к выходам всех MIDI—треков);
  • номера треков специально установлены равными номерам MIDI—каналое (так проще ориентироваться);
  • названия треков (согласно правилам хорошего тона в оформлении проекта) соответствуют названиям MIDI—инструментов, исполняющих ту или иную партию (Piano, Bass, ...), или названиям самих партий (Priman Accompaniment, Secondary Melodic, ...);
  • в соответствии со стандартом General MIDI (GM) под ударные инструменты отведен MIDI—канал №10;
  • начальный уровень громкости для каждого трека максимален (Vol = 127);
  • источники звука на всех треках панорамированы в центр (Pan = С);
  • для второго трека назначен басовый MIDI—инструмент, для десятого — набор ударных инструментов, а для остальных треков — фортепиано.

Эти и некоторые другие сведения об атрибутах трека вы узнаете, переключая «вкладки секции треков (внизу слева) окна Track. А ещё можно щелкнуть на значке Maximize Strip, расположенном в правой части любого трека, чтобы максимизировать (развернуть) изображение поля трека. В результате вы сможете увидеть поля всех атрибутов трека одновременно, и необходимость в переключении вкладок отпадет. Правда, тогда для отображения остальных треков не останется места.

Для того чтобы можно было записывать на трек результаты вашей игры на MIDI—клавиатуре, нужно раскрыть список I (Input), затем подменю, название которого, скорее всего, содержит обозначение или название звуковой карты, установленной в компьютере, либо MIDI—клавиатуры, подключенной к ней, и выбрать либо один из 16 MIDI—каналов (MIDI Ch. 1, ... MIDI Ch. 16), либо разрешить запись на трек сообщений, поступающих с любого из них (MIDI Omni). Чтобы не сталкиваться с проблемой несовпадения MIDI—канала передачи сообщений, установленного в MIDI—клавиагуре, и MIDI—канала приема сообщений в SONAR, выберите MIDI Omni. Хотя этого можно и не делат поскольку даже если входной порт не выбран (None), то перед записью, к гда вы установите для данного трека атрибут R, SONAR выберет порт автоматически.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, есть смысл до начала записи выбрат для всех треков соответствующие MIDI—инструменты (звуки, патчи, голоса на первых порах вполне можно обойтись звуками, имеющимися в стандартном банке General MIDI. Для трека Piano подберите подходящее по звучанию пианино, для трека Bass возьмите один из басовых инструментов. Д трека Primary Accompaniment выберите, например, одну из гитар и т. д.

Рассматриваемый в качестве примера шаблон соответствует ситуации, когда к трекам подключен виртуальный синтезатор Cakewalk TTS—l, соответст вующий стандарту General MIDI.

MIDI—инструмент можно выбрать несколькими способами. Щелкая на стрелы раскрывающегося списка Patch каждого из треков вы получите доступ к меню, в котором перечислены все патчи текущего банка.

Выбор MIDI—инструмента для трека сводится к выделению одного из элементов данного меню.

Тот элемент интерфейса, который мы назвали "раскрывающийся список Patch одновременно является и полем ввода. После двойного щелчка на поле оно изменит свой вид на 0.

Теперь можно либо ввести новый номер патча с клавиатуры компьютера, либо последовательно перебирать номера с помощью мыши и кнопок.

При желании вы можете использовать не только стандартный банк GM, но и дополнительные банки инструментов.

Когда и MIDI—клавиатура подключена, и MIDI—инструменты для треков выбраны, можно послушать, как они звучат, а заодно и отрепетировать каждую из партий будущей композиции. Звучать будет тот трек, на котором вы щелкнете. Причём не имеет значения, на каком именно элементе в пределах поля трека вы щелкнете, — главное, чтобы трек стал текущим (вокруг одного из элементов поля трека должна появиться рамка).

Запись можно начинать с любого трека, выбранного вами. Для этого нужно в поле этого трека нажать маленькую кнопку с буквой R (сокращение от Record). Кнопка окрасится в красный цвет. В строке статуса, расположенной в нижней части главного окна, появится красный прямоугольник с надписью Arm — напоминание о том, что в проекте есть, как минимум, один трек, подготовленный к записи.

Приступайте к записи, нажав на транспортной панели кнопку (Record [R]).

Сыграйте на MIDI—клавиатуре поочередно все партии. Помните, что вам не обязательно записывать музыкальное произведение целиком. Его можно собрать по частям из отдельно записанных и отредактированных фрагментов. Для завершения записи фрагмента нажмите на транспортной панел кнопку (Stop [Spacebar]).

Если вам не понравилось то, что вы записали, можно отменить результаты записи. Для этого в меню Edit выберите команду Undo или нажмите комбинацию клавиш + .

Записанные партии нужно отредактировать, устранив ошибки. Затем следует

  1. Разнести виртуальные источники звука по стереопанораме, пользуясь регуляторами панорамы.
  2. Добиться необходимого баланса в совместном звучании партий композиции для каждого трека, регулируя значения параметров Volume или Vel+1

Можно обработать некоторые MIDI—треки эффектами (реверберация и хорус), встроенными в звуковую карту или входящими в состав виртуальногс синтезатора, но особенно увлекаться этим не следует. В дальнейшем вам, скорее всего, захочется переписать партии с MIDI—треков на аудиотреки с тем, чтобы применить гораздо более разнообразные и интересные аудио—эффекты уже к ним. Поэтому предпочтительнее оставлять исходные MIDI—треки "сухими" — без каких—либо обработок.